Знание в социальном мире


Знание в социальном мире
        «ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ» - книга Элвина Голдмана, представителя нормативистского направления в социальной эпистемологии (Goldman Alvin I. Knowledge in a Social World. Oxford, N.Y., 2003. 407 с). Состоит из трех частей и 11 глав. Голдман принадлежит к той традиции в эпистемологии, дающей эпистемологическую оценку социальным институтам, которую выводят от Ф. Бэкона и Дж. Локка (см.: Schmitt Frederick F. Veritistic value // Social epistemology. 2000.Vol. 14. № 4. 259). По собственной классификации Голдман принимает классический подход в социальной эпистемологии, а именно тот, который делает акцент на традиционной эпистемической цели получения истинных убеждений. Задачу своей книги Голдман видит в разработке фундамента для оценки социальных практик с точки зрения их влияния на истинностные характеристики убеждений субъектов. Голдман противопоставляет свой подход неклассическим подходам в социальной эпистемологии: «сильной программе» (Б. Барнс, Д. Блур), постмодернистскому (Р. Рорти, Ж. Деррида, М. Фуко, Н. Гудмен и др.) и социально-конструктивистскому (Б. Латур, С. Вулгар) течениям.
        «Веристская» (от лат. Veritas — истина, термин Голдмана) эпистемология видится им как специальная дисциплина, нормативная функция которой состоит в том, чтобы не ограничиваться существующими социальными практиками, но предписывать должные практики на основании теоретического анализа. В связи с этим Голдман предписывает изучать не только актуальные, но и возможные практики с точки зрения их вклада в истинное знание. При этом истину он определяет в терминах теории корреспонденции, а знание понимает в слабом смысле как истинное убеждение.
        «Веритистская» оценка Голдманом социальных практик основана на том, что убеждению приписывается определенная ценность (V-ценность) в зависимости от того, насколько данное убеждение приближается к реальному положению дел. В связи с этим становится возможна «веритистская» оценка (V-оценка) социальной практики на основании того, насколько использование данной практики приводит к формированию у субъектов, включенных в практику, V-ценных убеждений (знаний).
        Подход Голдмана к понятию социальных практик позволяет причислять его к индивидуалистическому направлению (см.: Pelletier Francis Jeffry. A problem for Goldman on rationality// Social epistemology. 2000. Vol. 14. № 4. R 239), поскольку социальные практики оцениваются им в терминах их влияния на суммарное знание участвующих в них отдельных индивидов. Поэтому социальная эпистемология Голдмана подразумевает его индивидуальную эпистемологию, разработанную им в труде «Эпистемология и когниция» (Goldman Alvin I. Epistemology and Cognition. Cambridge, Mass., 1986).
        В первой части книги («Основания») содержится критика постмодернистских направлений в эпистемологии (глава «Эпистемология и постмодернистское сопротивление»); рассматриваются различные подходы к понятию истины, среди которых Голдман выделяет корреспондентную теорию (глава «Истина»); вводится понятие «веритистского» подхода (глава «The Framework»). Во второй части («Базовые (Generic) социальные практики») Голдман разрабатывает основы собственного анализа социальных практик с точки зрения их вклада в истинное знание. В главе «Свидетельство» рассматривается практика простого обращения к наблюдаемому или доказательства, связанного с предположительно наблюдаемыми явлениями. Глава «Аргументация» анализирует такие речевые практики, как аргументация и спор. В главе «Технология и экономика коммуникаций» идет речь о влиянии технологий и экономики на распространение информации. В главе «Регуляция речи и рынок идей» исследуется значение правил, ограничивающих коммуникацию и распространение информации.
        Разрабатывая основания для анализа базовых (generic) социальных практик, Голдман пользуется математическим аппаратом — теоремой Т. Байеса (английский математик 18 в.). Теорема Байеса освещает вероятность события А при условии, что произошло событие В. Применение данной теоремы Голдманом освещает вероятность события (А =Х) при условии, что имеется свидетельство об этом событии или гипотеза о нем (В=свидетельство, что X произошло). Степень владения знанием Голдман рассматривает в терминах степени уверенности индивида в объективно истинном утверждении. Применение теоремы Байеса к вторичным вероятностям (вероятность верности свидетельства или предсказания), по Голдману, всегда повышает степень владения истиной.
        Если во второй части книги разрабатывается аппарат для анализа базовых социальных практик, то в третьей части (во многом прикладной) Голдман анализирует частные социальные практики, такие как наука, юриспруденция, демократия, образование (одноименные главы), с точки зрения собственного «веритистского» подхода.
        Хотя детальная разработка Голдманом его подхода к социальным практикам во многом заслуживает критики, многие эпистемологии берут этот подход на вооружение (как основанный на истине) в качестве главной эпистемологической ценности и этим противостоящий неклассическим, в том числе постмодернистским, подходам к проблеме знания.
        Ю.С. Моркина

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "Знание в социальном мире" в других словарях:

  • наука в социальном контексте —         НАУКА В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ одна из проблем эпистемологии, социологии и истории науки, связанная с изучением генезиса и динамики научного знания. Когнитивные факторы его развития обычно рассматриваются как внутренние, а социальный… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ТИПИФИКАЦИЯ — (typification) концептуальный процесс, посредством которого и социологи, и социальные акторы организуют свое знание о социальном мире с точки зрения не уникальных качеств людей, вещей или событий, а их типичных характеристик (см. Шюц, 1962 1966) …   Большой толковый социологический словарь

  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… …   Философская энциклопедия

  • Иванченко, Галина Владимировна — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

  • ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК — книга Ж.Т. Тощенко (Москва: Гардарики , 2001). В книге П.Ч. понятие парадокса как специфического класса противоречий сознания, используется для анализа духовной жизни и реальных поступков человека России на рубеже столетий. Парадоксальность здесь …   Социология: Энциклопедия

  • ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — одно из влиятельных направлений в современной социологии. Ее основы были заложены основоположником современной феноменологии Э. Гуссерлем. Основоположник Ф. с. А. Шюц. В его работах были сформулированы главные цели и основные проблемы Ф. с., на… …   Современный философский словарь

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — философия марксизма ленинизма. По характеристике Ю. Бохеньского, Д.м., являвшийся филос. доктриной коммунистического общества, есть объединение аристотелевской философии с гегелевской диалектикой: «Диалектический материализм по сути дела… …   Философская энциклопедия

  • МИРО-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ — текст И. Валлерстайна , опубликованный в 1987. Согласно Валлерстайну, миро системный анализ это не теория о социальном мире или его части. Это протест против способов, которыми было структурировано социальное научное исследование при его… …   Социология: Энциклопедия

  • КЛАССИФИКАЦИЯ — способ упорядочения, структуризации некоторого множества объектов, рассечения его на определенные подмножества путем артикуляции, выделения некоторого признака объектов исходного множества как основания их структуризации по данному признаку.… …   Философия науки: Словарь основных терминов